UA EN

ВОЛЬТ АГАПЕЕВ


Портрет художника. Выставку Deathtopia Вольта Агапеева (Тернополь-Киев) можно посмотреть в  Dymchuk Gallery (Киев) до 10 марта.

Текст организаторов:

Dymchuk Gallery представляет проект «Deathtopia« выставку графических работ Виталия Агапеева. Уже в самом названии отражен главный мотив исследования художника: место смерти в культуре и способы сосуществования с этим жутким, но неизбежным явлением. Почему нам так сложно смириться с неизбежностью нашего биологического финала? Есть ли избегание темы смерти в повседневной жизни элементом наивного утопического мышления? И если да, где искать альтернативу этой коллективной иллюзии?

«Смерть вызывает возражения, как и все неизвестное. Сложно признаться себе, постоянно ходишь по границе. Это характерно как отдельному человеку, так и социуму в целом. Ведь, несмотря на технологический прогресс человечества, феномен смерти абсолютно недоступен анализу.

Культура пытается максимально вытеснить смерть из повседневности путем карнавализации и интеграции в массовую культуру. Одним из самых распространенных символов в этом контексте был и остается человеческий череп. И дело не в его универсальности, а в тонкой связи с культом жертвы, которая тянется сотни тысяч лет. В связи с возникший еще в первобытные времена, как психологическая реакция на верную смерть кого-то одного ради спасения всей группы. Этот алгоритм с легкостью трансформировался в сакральную необходимость в цивилизационном старте и, безусловно, достиг своего апогея в христианстве. Сегодня же аксессуары и принты с черепом и другими мортальными символами максимально толерантно и нежно нас уверяют: «Сегодня не твой черед, все ок, расслабься, счастье всегда рядом». Однако ни один карнавализованный тем или иным способом образ смерти не имеет ничего общего с реальным пластом (не) бытия. Потому никакой иллюзорный щит не может защитить от стрел вечности. Он лишь порождает инфантильное общество, которое питается мифом утопии. Более того, подобный эскапизм приводит к обострению ситуации.

Чтобы «сохранить лицо» в условиях необратимого, нам нужно прекратить наивное отрицание и с холодным спокойствием признать невозможность утопии. Ради того, чтобы отбросить романтизм дистопии и констатировать постоянное пребывание в «дезтопии». В конце концов, там, где мы видим только пустоту, открывается целая творческая мастерская природы. Смерть бескорыстно передает материал для работы нечеловеческим агентам — бактериям, температуре, влажности — и они всегда безотказно выполняют свою задачу. Бессмысленно цепляться за свой биологизм. Однако, никто не отменяет других вариантов существования во времени и пространстве. Только новый тип человека, ноосферату, через рациональное взаимодействие с ноосферой сможет постоянно черпать из нее энергию и преобразовать ее в непрерывный творческий процесс. И таким образом получить вечную жизнь в своих произведениях среди побежденной «дезтопии». И, наконец, превратить подавляющее memento mori с дамоклова меча на напоминание, что каждая секунда жизни — это необходимый повод для счастья».

Dymchuk Gallery

Ярославская, 21

 

МІТЄЦ предоставляет авторам текстов и героям сюжетов свободную площадку для высказываний, но оставляет за собой право не разделять их взгляды.