UA EN

ПОЛЕТ. ФРАГМЕНТ


Выставку Владимира Будникова  (Киев) можно посмотреть в арт-центре «Я Галерея» (Киев) до 6 мая.

Текст организаторов:

Открытие проекта Владимира Будникова «Полет. Фрагмент».

Рождаясь свободным, всю свою жизнь человек стремится к свободе, ища ее вне и внутри границ — судьбы, обстоятельств, стереотипов, собственного тела. В этом заключается самый экзистенциальный парадокс и одновременно самый простой ответ на все вопросы нашей жизни. Последним убежищем свободы, ее умозрительной форме является человеческая мысль. Возникая спонтанно и стихийно, она направляет полет в неопределенном направлении, пока не найдет своего воплощения или не растворится в воздухе.

Искусство как возможность свободы навсегда заклеймено ее парадоксальностью. История искусства — это история о художнике, который стоит на краю пропасти. Он стремится сорваться в полет, окунуться в безграничный поток воздуха, но все, что дарит ему свобода, сталкивая его вниз, — это мягкое приземление на новый край, где он снова будет стоять так же долго, ожидая нового толчка.

В ходе работы над проектом «Полет. Фрагмент », Владимир Будников понимает, что полет далек от представлений о свободе. Летать, как птица, — это уподобиться птице, это сбросить пути человеческого тела, добровольно заточив себя в птичье. Икар, наконец, затерялся в морских волнах, а «Летатлин» так и не оторвался от земли. А что, как свобода, это анти-полет? Отказ от логики птицы в пользу логики мысли, способ поднять искусство и саму свободу? Акт творчества для Будникова — это история с открытым финалом. Реальность, которая появится в конце работе над произведением, автору неизвестно. Полет художника — это право на движение без места назначения — именно такой, который присущ мнению.

Форма как фиксация идеи — главное препятствие свободному искусству. Иллюзия, которую дарила свобода создателям, постоянно загоняла их в новые формальные рамки. Каждая новая революция в творчестве порождала сотни эпигонов, но и тысячи аутсайдеров, которые не смогли получить статус художников из-за нежелания признавать заданную эпохой форму. Владимир Будников, несмотря на ограниченность пространства полотна и монохромность палитры, осуществляет радикальный поворот к идее, устраняя форму как определенность и пункт назначения, раскладывая ее на мелкие элементы, разворачивая ее назад, к движению, к процессу становления мысли.

Логика художника, которая разворачивается в экспозиции, в том, чтобы изменить контекст и провозгласить возможность другого полета. Отвергая инженерную точность Татлинського объекта «интимной авиации», Будников обобщает технические элементы самолетов и очертания их крыльев, оставляя процесс деконструкции вне зрительским глазом. Все, что мы увидим здесь и сейчас — рождение новой реальности, которую предсказал автор — настоящей реальности свободы человеческой мысли.

Марина Богуш

МІТЄЦ предоставляет авторам текстов и героям сюжетов свободную площадку для высказываний, но оставляет за собой право не разделять их взгляды.