UA EN

ЗАМЕТКИ О ВЫСТАВКЕ EELLOGOFUSCIOUHIPOPPOKUNURIOUS

19047822_1723657014318128_444507970_n

До 19 июня в Галерее Barannik (Запорожье) проходит выставка графики художника Владимира Билыка (Житомир) «eellogofusciouhipoppokunurious». МіТЄЦ публикует размышления автора о выставке и поэзию. Фотоматериалы предоставлены автором.

***

Одним из преимуществ текстов художника о его работах — возможность сделать их более userfriendly без лишних манипуляций с самими работами. Они как бы в двух разных измерениях. Это несколько коварно, однозначно неискренне, но такой текст является более актом дипломатии, чем откровением. Таким образом можно определить корректный подход к работе, но не выдать ничего лишнего, которое может невольно оттолкнуть реципиента.

Так случилось, что поэзия эстетически и социально остается несколько оторванной от актуальных художественных процессов. И не только в Украине. Изоляционизм гарантирует стабильную аудиторию и внутривидовое выживание практиков, ведь в других условиях их артистические претензии выглядят изрядно комично. Вместе с тем, это делает произведения отсталыми по сравнению с другими формами искусства — в эстетическом и тематическом плане. Это обесценивает поэзию как форму выражения. Это неправильно.

 

19075028_1723657067651456_954234358_n

 

Проблема заключается в самом определении поэзии. Это довольно условное понятие. Определение поэзии плавает. Собственно, ее не существует в привычном понимании. Она так не работает. Она происходит. Ее надо делать. Вызывать. Уважаемый господин Павнд говорил «Делай это новым».

Поэтому нужно выходить за границы и продвигаться дальше. Изменять способы репрезентации, аудиторию и вообще открыться новому и непредсказуемому. Такова цель выставки стихов «eellogofusciouhipoppokunurious«.

Далее я объясню, как это было сделано. Стоит заметить, что я не вижу ничего особенного в демистификации методов работы. Произведение не ограничивается техникой. Оно выходит за ее пределы.

***

Итак, из чего состоит «eellogofusciouhipoppokunurious«.

Это две серии работ — «fisthigh» и «MM». Они были созданы между апрелем 2014-го и сентябрем 2016-го годов в рамках работы над книгой, которое называется так же как и выставка. Они применяют два фундаментально противоположных подхода — ручной каллиграфический и цифровой типографского. Каждый подход демонстрирует различные эстетические возможности стиха, освобожденного от бремени рационального и направленного непосредственно к подсознанию. Это дает возможность воспринимать поэзию как ей положено — как что-то другое, чужое, как мистический опыт.

 

  • m101 6
  • m101 4
  • m104 4
  • m103 08
  • m103 02
Серия «fisthigh»
Серия «fisthigh» объединяет искусство каллиграфии с методами сигилизации. Так образуются образы непригодные к рациональной утилизации, но состоящих из вполне разборчивых букв. Первоначальный текст лишается всех известных черт, пока не превращается в абстракцию. В свою очередь, абстракция определяется с учетом декоративных особенностей слов и букв и расслаивается на комбинацию букв, которая наиболее адекватно их представляет. Это придает произведению эффект лабиринта — им можно бродить глазами и наталкиваться на различные неожиданные ассоциации. Это выводит сознание на другой уровень, где не работают привычные способы понимания. На произведение можно смотреть, его можно произносить как заклинание, но оно не выдает свое содержание. Оно предлагает побыть внутри себя. Смысл заключается в процессе восприятия стихотворения.

 

  • 19073759_1723656997651463_522627918_n
  • vispo_v_-_0001
  • vispo_v_-_0002
  • vispo_v_-_0003
  • vispo_v_-_0004
  • vispo_v_-_0028
  • 19113092_1723657054318124_233680411_n
Серия «ММ»
Серия «MM» отправляется к этой цели с противоположной стороны. Она применяет комбинирования различных шрифтов и принцип свилорвоша — слова-стиха. Современные технологии позволяют прибегать к неограниченным манипуляциям с видом текста. Как правило, это имеет крайне декоративный характер, но возможность обязывает пробовать. Стихи были созданы через отбор адекватных смысла слов шрифтов и последующим сжатием всех букв слова в одно целое — своеобразный новый символ. Сочетание нескольких таких символов на одной плоскости вызывает большой эффект очуднения. Это уже не лабиринт, это столкновение с неизвестным. Реципиент вполне способен узнать форму, но смысл остается недоступным при любых условиях. Пока реципиент не прекратит думать об этом, осознает негодность привычных путей восприятия и откроется новому. Этот опыт является частью произведения.

 

***

Несколько слов о последствиях. Опыт этой выставки показал, что зритель, даже если не готов воспринимать чужое и непривычное для него, не может себе позволить просто сдаться и уйти. В конце концов, он вынужден выйти за пределы своих убеждений и представлений и принять произведение таким, каким оно есть. Потому что таким образом он узнает что-то новое и, возможно, станет лучшим. И это замечательно.

Владимир Билык

МІТЄЦ предоставляет авторам текстов и героям сюжетов свободную площадку для высказываний, но оставляет за собой право не разделять их взгляды.