UA EN

ГРУППА АЛЛОРА И КАЛЬСАДИЛЬЯ


Фрагмент перформанса в рамках проекта «И снова демократия?« (Можно смотреть ежедневно с 16.00-20.00). Проект продлится в PinchukArtCentre (Киев) до 6 января 2019 года.

Текст организаторов: 

PinchukArtCentre представляет проект «И снова демократия?» масштабную групповую выставку с участием Франсиса Алиса, группы Аллора и Кальсадилья, Олафура Элиассона, Маурицио Кателана, Зо Леонард, Гошки Макугы, Такаши Мураками, Сондры Перри, Паскаля Мартина Таю, Люка Тюйманса, Рэйчел Уайтред и Дэмиена Херста.

«Я хочу президенталесби» — это фраза, которой открывается экспозиция и одновременно начало стихотворения «Я хочу президента» Зо Леонард 1992 года. Несмотря на то, что он был написан два десятка лет назад поэтессойактивисткой женского движения с США, он не потерял своей актуальности ни для США, ни для Украины.

Стихотворение побуждает к размышлениям о недавних выборах в разных странах мира, которые сместили балансы влияния, и подводит непосредственно к предстоящим выборам президента Украины, которые состоятся 31 марта 2019, а также выборов в Верховную Раду Украины 27 октября 2019 года. Это провоцирование одновременно настоящего, будущего и прошлого.

Выставка «И снова демократия?» отталкивается от двойного вопроса: «Должны ли мы переосмыслить демократию? Как скорректировать или принять эту систему, чтобы она выжила перед вызовами, стоящими перед ней сегодня? » или «Нужна ли нам новая модель? Проигрывает ли демократия? Потеряла  ли свою жизнеспособность модель представительной власти и не справляется ли она со своими задачами? » Выставка не предлагает прямолинейного взгляда на все эти вопросы, а скорее предлагает комплексные рамки из мыслей, рисков и мечтаний, определяющие угрожают ли они демократическим устройствам, какими мы их знаем сегодня.

Экспозиция первого этажа задает историческую и концептуальную канву выставки. Работы Люка Тюйманса, Зо Леонард, группы Аллора и Кальсадилья и Рейчел Уайтред предлагают прибегнуть к размышлениям о модели представительной демократии: о ее пробелах и недостатках, но также о ее способности давать надежду и вдохновлять на дух братства. Этому противопоставлены три рисунка Гошки Макугы, выполненные роботом (все в 2018 году). Это ироническая работа, которая намекает на конечность доминирования человека и интерпретирует историю или предвидит будущее в пользу возможного появления искусственного интеллекта.

В течение всей выставки постоянно появляются напоминания об одном из главных вызовов, стоящих сегодня перед демократиями: «Как защитить демократию в виде открытого общества?». Особенно прямолинейно об этом вопросе говорится в работе Франсиса Алиса «Не переходи мост, прежде чем дойдешь до реки» 2008 года. Сегодняшние решения политиков о закрытии границ, развод детей с их семьями во время попыток иммиграции или запрет людям на плавучих средствах пристать к берегу угрожают фундаментальному принципу открытости нашего общества, а значит, и самой демократии.

Это затрагивает фундаментальный принцип демократии, заключающийся в защите меньшинств и обеспечении их свободы. Это историческое противостояние, представленное в работах Мартина Тейу, который смотрит на это с африканской точки зрения, а также в работе Сондры Перри, в которой говорится о борьбе за права афроамериканцев в США.

Со многими из этих рисков и вызовов бороться еще труднее в мире, где привлекательными и успешными выдаются популистские подходы и авторитарные модели управления. Эта мысль прослеживается в новой картине Такаши Мураками и в работах Маурицио Кателана.

Однако везде и всегда искусство остается одной из многих форм, которые дают возможность сопротивляться. Искусство систематически занимает позицию меньшинства и провоцирует статус-кво. Как в работе «Нерушимая река» (2016) Олафура Элиассона, где провокация одновременно направлена на самого себя, создавая полифонию форм, и на стандарты, по которым общество и его отдельные представители формируют суждения о собственном образе жизни, свое будущее и окружение.

Современное искусство, подобно хорошо функционирующей демократии, создает «ощущение возможностей». Накануне президентских выборов в Украине именно это ощущение возможностей мы должны лелеять. Цитируя отрывок из стихотворения художницы Зо Леонард: «…Я хочу президента, не будет меньше из двух зол…»

Куратор – Бйорн Гельдхоф, арт-директор PinchukArtCentre.

Цитата Луманна / «Искусство демократии», Паскаль Гиелен, стр. 7.

МІТЄЦ предоставляет авторам текстов и героям сюжетов свободную площадку для высказываний, но оставляет за собой право не разделять их взгляды.