UA EN

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР

Фрагменты из дневников львовского графика Александра Аксинина (1949–1985).

как увидеть мир.

Когда ты погружаешься в себя, ты обнаруживаешь инварианты отношений – некие интенции. Тебе уже неважен этот мир, ибо ты погружен в эти возможные конструкции (интенции) отношения к миру, и это извне невозможно, это совершается только в тебе. Затем ты замечаешь, что они наличны, хоть нигде, может быть, не актуализированы в мире.

На следующем этапе ты замечаешь устойчивое число этих инвариантов (например, в себе я обнаружил семь интенций, ассоциация – семь цветов). Наступает такой момент, когда ты не движешься ни по одной из них, но как бы созерцаешь возможности этих интенций, и тут ты постигаешь, что это присуще уже не индивидууму, тебе как таковому, а это есть некое универсальное свойство живого человека. Ты стоишь в преддверии их (интенций) и можешь управлять ими.

Затем наступает этап возвращения мира себе. Ты вдруг обнаруживаешь ясно, что все проблемы взаимоотношения с миром в том или другом месте в то или иное время (возможность овладеть временем) были актуализированы. Ты начинаешь различать доселе невидимую природу вещей, вернее картину мира (и даже не то чтобы понимать, но видеть) – и это значит мир возвращается к тебе.

И есть еще третий этап. Внекультурная позиция – 0-позиция. Это уже универсальный момент, не члененный интенциально, – целостный мир выступает перед тобой, и ты обозреваешь ВСЁ.

В отношении образа. Я размышлял над образом. В прочтении интенциальных текстов является образ. Не стоит внедряться в него или приближать его к себе, и тогда оставленный сам на себя он способен саморазвиваться. И важно сохранить дистанцию по отношению к этому образу. Если это удастся, тогда и только тогда возможен некий диалог. Образ сам станет открываться тебе неведомой тебе возможностью.

Искусство как опыт незнакомый, не оживление и расцвечивание известной идеи – но как некая данность. Живой импульс метафизики.

Мир неизменен. Лишь в человеке есть открытость на мир.

Законченные культуры. Их произведения полны смысла. Но не стоит искушаться и вооружаться опытом мертвых культур, ибо они будут инородным телом в нашей еще открытой на мир незавершенной культуре.

Смысл этого мира лежит за пределами его (ибо внутри его нет и не может быть), поэтому единственно возможное отношение к миру – попытка осознать (стало быть, выйти за его пределы).

Сообщение миру о мире. Информация о мире.

Вернуть мир самому себе “здесь и теперь” (это момент, а не уход во вневременное).

Каждый человек руководим стремлением завершиться. Можно осознанно идти на незавершенность – а это и значит, что тебя нет.

Декартовская формулировка “Мыслю, стало быть существую” ничего по существу не высказывает, так как в ней лишь указание на функцию ума. Гораздо интереснее Беркли: “Существовать – значит быть воспринимаемым”.

Взгляд не только видит, но он как бы и порождает вещь и как бы осмысливает, придает ей смысл и оценку и тем самым возвращает ее себе в своей самоценности.

Триада Я в поле зрения, стало быть понимаема и суща в этом взгляде, но на каком-то этапе ты как бы уже в неком состоянии трансцендентной возможности видишь самое себя, а стало быть порождаешь и моделируешь себя, свое сознание.

И наступает такое мгновение, что уже все равно, на что смотреть, и у тебя не будет страха, что нечто пройдет мимо тебя, ибо смотря на деталь ты будешь видеть ВСЁ. Всевидение. Всеосознание.

1983 г.

(из сборника «Аксинин – Хлебников: слышать голос Другого – Друга» Часть II. Что есть бытие, истина, искусство???).

Печатный источник «Аксинин — Хлебников» Сборник текстов художника Александра Аксинина» Составление, редакция и предисловие Игоря Введенского. Тексты из дневников А. Аксинина прочитаны и подготовлены Т. Билинской, Л. Илюхиной и И. Введенским.

А. Аксинин. In memoriam K. Jaspers. 18×17,6 см. 1983 г.

А. Аксинин. [Философский желудь]. 14 сентябрь. [Посвящается Ю.Гиттику]. 13,7×13,7 см (ромб). 1983 г.

МіТЄЦ говорит спасибо Игорю Введенскому (Ростов-на-Дону), Олегу Введенскому (Львов) за помощь в публикации материалов Александра Аксинина, а также Stedley Art Foundation за содействие в организации публикации.

МІТЄЦ предоставляет авторам текстов и героям сюжетов свободную площадку для высказываний, но оставляет за собой право не разделять их взгляды.